Об ответах Банк России на вопросы по развитию финансового рынка

5 мая 2016
После размещения проекта Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов на сайте Банка России в декабре 2015 года регулятор провел масштабную серию обсуждений документа с представителями финансового рынка в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Участникам финансового рынка была предоставлена возможность прокомментировать проект, а также задать руководству Банка России вопросы по мероприятиям, концептуально важным для различных сегментов рынка. Банк России публикует ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

05.05.16

Скачать полную версию.

Вопрос: Как измерить финансовую доступность и каковы перспективы ее повышения?

Ответ: Несмотря на последние достижения в части повышения финансовой доступности, во многих регионах страны доступ к финансовым услугам все еще остается существенной проблемой. Банк России в 2015 году провел пилотный замер индикаторов финансовой доступности для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) в Российской Федерации по ряду характеристик финансовой доступности – инфраструктура предоставления финансовых услуг, востребованность, качество и полезность финансовых услуг. С 2016 года Банк России планирует проводить замер показателей финансовой доступности по федеральным округам Российской Федерации. Выявление в рамках исследования не удовлетворенного спроса на финансовые услуги также позволит определить приоритетные направления развития финансовой доступности (какие категории финансовых посредников играют ключевую роль в обеспечении доступа к финансовым услугам), а также определить категории финансовых услуг, которыми наиболее активно пользуется население и субъекты МСП и которые нуждаются в дополнительном развитии. Банк России видит существенные перспективы по повышению финансовой доступности через внедрение современных платежных и коммуникационных технологий в деятельность участников рынка, включая различные методы удаленной идентификации, в том числе с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Серьезное внимание планируется уделить созданию среды, благоприятствующей развитию дистанционных каналов связи потребителя с финансовой организацией.

Вопрос: Основные направления развития затрагивают достаточно обширный круг актуальных вопросов, как в целом для всей финансовой системы России, так и для каждого отдельного банка в частности. В свою очередь мы заинтересованы в получении более подробной информации по вопросам совершенствования механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке (раздел II.7 Основных направлений развития) в части расширения системы дистанционно й идентификации потребителей финансовых услуг со стороны финансовых посредников и возможности дистанционного открытия банковских счетов с использованием электронной подписи, удостоверенной третьей стороной

Ответ: Общим требованием законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Вместе с тем идентификация может проводиться как с использованием оригиналов документов, так и надлежащим образом заверенных копий, в том числе в электронном виде, однако, данные формы документом должны быть представлены клиентом лично. В целях установления идентификационных данных клиента, а также их обновления, организации могут также использовать информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в сети «Интернет», полученную через федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, 51 используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА) путем: 1) самостоятельного запроса; 2) сообщения клиентом необходимых данных; 3) авторизации клиентом в системе. Таким образом, расширение перечня случаев дистанционной идентификации связано с предоставлением определённым видам финансовых организаций возможности регистрации в ЕСИА. Так, решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 14.10.2015 одобрено подключение профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеры (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность), управляющие (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами), депозитарии (профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность)); управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов к ЕСИА в целях выполнения упрощенной идентификации физических лиц. В настоящее время Банком России прорабатывается вопрос об обеспечении возможности проведения упрощенной идентификации в рамках банковской группы, в случае, если одной из организаций, входящих в такую группу, ранее уже была проведена идентификации, что значительно упростит процедуру обращения клиентов в соответствующую организацию и снизит время, необходимое для проведения идентификации. Реализация соответствующего предложения планируется в рамках исполнения Раздела 4 Дорожной карты по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке.

Материал с сайта http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/inf_note_may_0516.pdf