Конференция НАУФОР "Управление активами 2016"

8 апреля 2016
8 апреля 2016 года состоялась конференция НАУФОР для управляющих компаний и доверительных управляющих «Управление активами 2016».

Официальным партнером выступила Московская биржа

Конференция прошла при поддержке Национальной ассоциации пенсионных фондов

Участники конференции обсудили актуальные вопросы рынка коллективных инвестиций, первый опыт применения нового порядка расчета СЧА и стоимости инвестиционного пая, обсуждение вопросов снижения операционной нагрузки на управляющие компании и увеличение роли специализированного депозитария, новые возможности для дистрибуции инвестиционных паев и централизованная система продажи и погашения инвестиционных паев, идентификация клиентов в рамках 115-ФЗ, особенности понимания и правоприменения нового положения о доверительном управлении, проблемы развития отрасли ЗПИФов и возможности для создания новых продуктов.

В конференции приняли участие более 300 делегатов, среди которых - представителей ЦБ РФ, руководителей крупнейших управляющих компаний инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, доверительные управляющие, частные инвесторы.

Материалы конференции расположены здесь.

В ходе конференции затрагивалась тема использования ЕСИА (авторизации через Госуслуги) в работе управляющих компаний.

Екатерина Ганцева, заместитель председателя Правления НАУФОР. Спасибо. Раз уж затронули тему перехода клиентов из офлайна в онлайн. Эта тема в прошлом году всколыхнула весь рынок, потому что у компаний появилась возможность продавать свои продукты, не используя агентские сети. К старту такой возможности привели изменения в 115-ФЗ, которые позволили осуществлять упрощенную идентификацию клиента. На текущий момент существуют две системы идентификации удаленной идентификации клиентов. Катя, расскажи, пожалуйста, про них.

Екатерина Андреева. (Презентация) Коллеги, сегодня я уже расскажу о практике ЕСИА и СМЭВ, как это работает и как управляющим компаниям сделать выбор в польщу одной из систем идентификации.

Как вы знаете, дистанционная продажа базируется на двух основных моментах. Первый - это дистанционное заключение договора в электронном документообороте. На эту тему есть методические рекомендации НАУФОР, которые висят на сайте ассоциации в свободном доступе.

Вторая составляющая - это именно проведение удаленной идентификации. Есть две системы проведения удаленной идентификации: ЕСИА и СМЭВ. 15 октября прошлого года благодаря совместным усилиям НАУФОР и Московской биржи было принято решение о допуске профучастников к контуру электронного правительства. Я остановлюсь на этом отдельно, потому что технологически было сразу возможно подключиться к ЕСИА. ЕСИА - это портал, к которому дает доступ сайт Госуслуги. На самом деле решение распространяется не только на сайт Госуслуги, но и на так называемую систему СМЭВ - Систему межведомственного электронного взаимодействия. Это некий контур, который объединяет все государственные ведомства в единую информационную систему. Вы как участники рынка имеете право к нему присоединяться.

С чем вы должны ознакомиться и что осознать перед тем как принимать решение, с помощью какой системы делать идентификацию? ЕСИА, или сайт Госуслуги. Этот сервис существует, успешно работает. Порядка 50 компаний находятся в процессе подключения, полностью цикл завершили пять. Примерно десять находятся в продакшн-среде. Нет никакой связи между количеством компаний, не вышедших в полный цикл, и сложностью подключения к ЕСИА. Это очень просто. В основном все компании доделывают не подключение к ЕСИА, а соответствующие разделы на сайте, согласуют с юристами соглашение об ЭДО и так далее. Сам проект подключения к ЕСИА занимает примерно две недели и вполне под силу одному шустрому проект-менеджеру и внятному программисту.

История со СМЭВ немножко другая. В том контуре, который объединяет все ведомства в одну систему, в настоящее время отсутствует единый сервис проведения удаленной идентификации. На этот сервис существует госзаказ, он уже готов. Сейчас он находится в стадии тестирования. Возможно, скоро будет готов.

В чем разница для клиентов, когда они будут дистанционно покупать продукты через одну или другую систему? На сайте Госуслуги для проведения удаленной идентификации требуется подтвержденная учетная запись. В некотором смысле это ограничивает аудиторию. На сайте Госуслуги примерно 24 миллиона пользователей. Из стандартной конверсии - примерно 65% в подтвержденной записи, то есть сейчас вы имеете доступ примерно к 15 миллионам клиентов. Я слышала про 12 кликов [для покупки]. Считаю, что это можно сделать в семь кликов. Что касается СМЭВ, то никакой подтвержденной записи нигде не требуется. Если УК подключается к СМЭВ, это означает, что ее аудитория становится равной населению нашей страны.

В ЕСИА единожды проведенный факт идентификации сохраняется навсегда. В СМЭВ такой функции нет, то есть каждый раз, заходя на сайт, клиент должен будет вводить данные еще раз. Вы можете предусмотреть технологическую возможность сохранять эти данные у себя, чтобы облегчить клиенту введение данных. В ЕСИА не требуется шифрование данных. Это сильно облегчает жизнь программистам и комплаенсу.

В СМЭВ шифрование данных требуется. Для этого будет необходимо купить криптомаршрутизаторы, затем договориться с Ростелекомом, чтобы их установили, и за это нужно платить Ростелекому каждый год 120 тысяч рублей, авансом 10 тысяч рублей списывается каждый месяц. Это сразу приводит к возникновению определенных затрат. Это и доступ к огромной аудитории, и доступ с организацией канала, и на это нужно будет выделять дополнительных специалистов.

Какова цена вопроса? Не хочу быть автором этой цифры, честно говоря, мне уже приписывают авторство цифры в 400 тысяч рублей. Минимальный набор криптомаршрутизаторов с минимальной пропускной способностью стоит где-то 120 тысяч рублей, установка - 80 тысяч плюс 120 тысяч рублей каждый год стоит обслуживание канала. Это технологически достаточно сложно и получается, что не бесплатно.

ЕСИА бесплатна, доступна всем, и даже уже существуют доступные шлюзовые решения для того, чтобы программисты не изобретали самописные программы по интеграции ЕСИА и бэк-офиса. Можно взять уже готовое решение бесплатно.

ЕСИА достаточно проста с точки зрения организации доступа. Не нужно нигде ничего сохранять, данные не попадают в открытые каналы, не нужно ничего шифровать.

Что касается СМЭВ, то существует достаточно детальный райдер к тому, как установленное оборудование должно храниться, обслуживаться, проветриваться и так далее.

Есть коллеги, которые активно прорабатывают размещение серверов в облаке и передачи всех этих сложностей на аустсорсинг. Так как готовый сервис ждет нас к июню, то это упрощает задачу, и можно будет идти по уже проторенному пути.

Прошу вас очень внимательно посмотреть, как это все будет работать и выглядеть. Согласно 115-ФЗ, существует набор данных [для удаленной идентификации]. Это номер паспорта, номер СНИЛС, ИНН и номер полиса медицинского страхования. Клиент на сайте УК вводит все эти данные, после чего они попадают в ЕСИА. Дальше происходит самое интересное, пожалуйста, обратите на это внимание. Весь контур СМЭВ и порядок взаимодействия с этим сервисом выстроен на принципе, что профучастник эти данные не получает. Все сервисы Минсвязи, которые сейчас будут заливаться в этот контур, построены на принципе так называемых псевдозаявлений. Когда клиент вводит свои данные, он будет получать СМС с авторизованного номера о том, что управляющая компания хочет получить его данные. Он должен будет передать в сервис код подтверждения, разрешающий УК получить эти данные. Юридически не УК получает эти данные, а клиент предоставляет управляющему данные, которые подтверждены. Эти данные разлетаются по четырем разным ведомствам, и эти ведомства возвращают вам ответ в формате "да-нет" (true-false). Используя этот ответ, вы можете считать, что идентификация успешно пройдена.

К чему же подключаться - к ЕСИА или СМЭВ? Если кто не подключился к ЕСИА, рекомендую озадачиться этим вопросом. Это бесплатно, очень просто, это будет развиваться дальше, потому что у Минкомсвязи очень жесткий KPI на увеличение количества записей в системе. И за последние три года количество пользователей сайта Госуслуги увеличилось в шесть раз (это очень серьезная цифра).

Что касается СМЭВ, надо подумать, насколько вы готовы прямо сейчас влезать в эту историю, потому что это требует определенных затрат.

Существует уже три одобренных заявки на подключение к контуру СМЭВ. За этим будущее, так что следите за этим внимательно.

Материалы с сайта http://www.naufor.ru/default.uaconf.asp